Дик Адвокат стал первым иностранным специалистом, сумевшим выиграть чемпионат России. Почему другим зарубежным тренерам не удалось добиться такого успеха? В чем Адвокату повезло больше, чем его предшественникам?
Петржела был первым
Сразу оговорюсь, что к иностранным специалистам отнесу тренеров из дальнего зарубежья. В самом деле, не считать же таковыми Александра Старкова, Курбана Бердыева, Рашида Рахимова и других представителей бывших союзных республик — людей, выросших и сформировавшихся в СССР, прекрасно владеющих русским языком.
Не станем касаться причин неудач тренеров-легионеров, работавших с клубами-середняками — Ролана Курбиса («Алания») и Владимира Вайсса («Сатурн»). Разберемся с теми, кто возглавлял амбициозные команды.
Властимил Петржела стал первым тренером из Европы, не считая серба Буняка, чью работу с «Ураланом» не назовешь иначе как фарсом. В первый же сезон под руководством чеха «Зенит» выиграл серебро. А вот повторить успех не удалось. Показатели петербуржцев шли по нисходящей: 2004-й — четвертое место, 2005-й — шестое. Симптоматично, что на третий год работы Петржелы (а принято считать, что именно такой срок требуется наставнику для постановки игры, воплощения своих идей) команда показала худший результат. Возможно, сыграло роль то, что Петржела перестал доверять молодежи. В «Зенит» приглашались легионеры, мягко говоря, не превосходившие по уровню местных игроков, Быстрова продали в «Спартак». И хотя в 2004/2005-м сине-бело-голубые, благодаря игре Аршавина, Кержакова, Спивака, Радимова и Быстрова выдавали запоминающиеся матчи, в решающие моменты сил не хватало. Динамовские временщики
Руководство «Динамо», вдохновившись успехами Петржелы, пригласило в конце 2003-го чеха Ярослава Гжебика, известного по работе с пражской «Спартой». Помнится, Петржела невысоко оценил перспективы соотечественника, сказав, что тот привык работать в «комфортных условиях». И прогноз оказался точным — Гжебик задержался лишь на полгода. Он явно ошибся, сделав ставку на игроков из своей страны (Гашек, Ханек, Влчек, Збончак), которые не усилили команду и вскоре после ухода тренера покинули «Динамо». Не сложились у Гжебика и отношения с россиянами (конфликты с Канчельскисом и Булыкиным).
В 2005-м Алексей Федорычев купил для «Динамо» Манише, Коштинью, Дерлея, Сейтаридиса. Но попытка Олега Романцева вернуться к тренерской работе завершилась провалом, и доигрывать сезон-2005 пришлось под руководством бразильца Иво Вортманна, не запомнившегося ничем, кроме внушительного списка из 30 клубов, в которых он работал. Прививка Жорже
В межсезонье-2003/2004 ЦСКА удивил решением отстранить Валерия Газзаева, выигравшего золотые медали. Сменивший его португалец Артур Жорже, конечно, был известной фигурой, но его успехи были в прошлом.
«Я ничего не разрушаю, только стараюсь сделать команду еще лучше», — заявил француз.
При нем пришли всего два новичка — бразилец Карвальо и аргентинец Феррейра, но армейцы заиграли изобретательно, тонко, разнообразно. Правда, Евгения Гинера не устроило, что команда утратила агрессивность и жажду победы, отличавшую ее при Газзаеве. После 16-го тура (кстати, одновременно с Гжебиком) португалец покинул пост. Вернувшийся на командный пункт Газзаев не стал возвращаться к «ломовому» футболу образца 2002/2003. «Прививка» европейской игры, сделанная Жорже, пошла на пользу — в сезоне-2005 ЦСКА выиграл золото, Кубок УЕФА и Кубок России. Обманутый Скала
Совсем по-другому — бурно, громко, со скандалами — протекал роман итальянца Невио Скалы со «Спартаком». При специалисте, удачно тренировавшем «Парму», дортмундскую «Боруссию», «Бешикташ» и «Шахтер», красно-белые заняли лишь восьмое место.
Позднее Скала рассказал, как его в клубе обманули, скрыв, что Егор Титов дисквалифицирован и пропустит сезон. Не знавший этого итальянец на сборах наигрывал тактические схемы в расчете на Титова.
«Я предлагал одних игроков, но мне купили всех тех, кого я не хотел» — еще одно признание Скалы проливает свет на те времена, когда «Спартаком» управляли непрофессиональные менеджеры.
Вдобавок за спиной итальянца вели переговоры с Александром Старковым, и измученный такой организацией дела итальянец почел за благо уйти. Козел отпущения
Появление в конце 2005-го в «Локомотиве» Славолюба Муслина — серба с французским паспортом, было неожиданным. В отличие от Жорже и Скалы он не мог похвастаться победами в Европе. Пожалуй, руководители «Локо» пошли по пути Виталия Мутко, пытаясь найти своего «Петржелу» — тренера из бывшей соцстраны, славянина, но с опытом работы в Западной Европе.
Муслин доказал, что с его приглашением не ошиблись. «Железнодорожники» показывали добротный футбол, претендовали на путевку в Лигу чемпионов. Однако осечка в Кубке УЕФА в дуэли с заштатным «Зюльте-Варегемом» обошлась Муслину слишком дорого. За этот проигрыш надо было назначить крайнего. Тренер, которому повезло
Дик Адвокат пришел в российский футбол не как мессия, в отличие от соотечественника Хиддинка. Скепсис в оценке перспектив Маленького Генерала был силен. Мол, и стар он уже (59 лет), и с клубами работал без особых успехов (почему-то в России принято не принимать всерьез чемпионаты Голландии и Шотландии), не умеет находить языка со звездами, ну и т. д.
«Зениту» повезло с Адвокатом, сумевшим усилить состав новыми исполнителями, поставить (пусть и не сразу) игру, подвести команду к решающим матчам в оптимальной форме, а голландцу повезло с клубом, или, как многие говорят, с Газпромом. Доверие со стороны владельцев позволило потратить необходимую сумму на покупку новичков. Это доверие не пошатнулось, даже когда «Зенит» не показывал вразумительного футбола и терпел досадные поражения.
Если летом звучали призывы отправить голландца в отставку, то сейчас болельщики его чуть ли не боготворят и не хотят, чтобы Дик уходил. Известно, что Адвокат получил от клуба предложение, от которого трудно отказаться.